Приветствую Вас Гость!
Суббота, 21.09.2024, 05:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Главная » 2011 » Апрель » 19 » ИЗУЧИЛИ ОТРАСЛЬ И РЫНОК
00:18
ИЗУЧИЛИ ОТРАСЛЬ И РЫНОК
ИЗУЧИЛИ ОТРАСЛЬ И РЫНОК

Молодые депутаты Гулькевичского района совместно с молодыми депутатами комитета по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям в рамках плана работы изучили структуру ценообразования на рынке свежей свинины, а также попытались нащупать основные проблемные точки в мясной отрасли.
Что же происходит с мясной отраслью в России в течение последних 20 лет? С начала 90-х до середины 2000-х годов динамика имела ярко выраженный отрицательный характер. Производство мяса в России неуклонно сокращалось. Только по свинине в убойном весе падение составило с 1700 тыс. тонн в 1992 году до 420 тыс. тонн в 2005 году.
Относительно хорошо и спокойно себя чувствуют только производители мяса птицы. За последнее десятилетие его производство в нашей стране увеличилось в 3 раза. По прогнозам экспертов уже в самое ближайшее время мы будем полностью удовлетворять свою потребность в мясе птицы самостоятельно. Развитию птицеводства способствует изменившаяся в России после кризиса структура потребления мяса. Теперь на долю более дешевой по сравнению со свининой и говядиной птицы приходится уже порядка 55% общего потребления мяса.
В Краснодарском крае численность поголовья птицы за последние 10 лет также увеличилась: с 18 млн. голов в 2001 году до 21 млн. в 2010 году (на 16,7%). Распределено поголовье равномерно между сельскохозяйственными организациями (порядка 11 млн. голов) и ЛПХ (10 млн.). При этом доля КФХ очень мала (лишь 0,3 млн. голов). Высокая доля ЛПХ – чисто кубанская специфика в силу исторических и климатических особенностей. В целом же по России производство птицы концентрируется на крупных интегрированных птицеводческих фабриках.
Наибольшие проблемы в современной России с производством говядины. Это касается в первую очередь промышленного производства в крупных сельскохозяйственных организациях. В 2000 году поголовье крупного рогатого скота в России составляло 27,3 млн. На январь 2011 года поголовье составляет лишь 20 млн. При этом доля стада КРС мясной направленности по разным оценкам от 2% до 4%. Остальное молочное и мясомолочное поголовье.
В 2003 году среди производства основных видов мяса доля говядины была 40%, сегодня менее 14%. Причин несколько. Главная – длительный срок окупаемости проектов по производству КРС мясного направления. Как правило, окупаемость составляет не менее 10 лет (например, крупный свиноводческий комплекс окупается в среднем за 5 лет).
Еще одна причина – низкая эффективность производства российской говядины, что удерживает ее себестоимость на высоком уровне, снижает конкурентоспособность. По некоторым оценкам, расход кормов на 1 кг привеса скота в России в 1,4-1,7 раз выше, чем в странах ЕС. Поэтому здесь нужны длинные инвестиции, направленные на техническое переоснащение комплексов по выращиванию КРС, улучшение племенной базы и т.д. Без поддержки государства не обойтись. Скорее всего, в самое ближайшее время принципиальных изменений в этой отрасли не произойдет, и доля импортной говядины на наших прилавках будет только расти.
В Краснодарском крае поголовье крупного рогатого скота также сокращается. В 2001 году было 921 тыс. голов, в 2010 году – 672 тыс. Падение на 27%. При этом сократилось поголовье только лишь в сельскохозяйственных организациях (на 37,5%), а в ЛПХ и КФХ наблюдается рост. В ЛПХ рост незначительный, примерно 3,4% за 10 лет. Тут численность поголовья относительно стабильная. В крестьянских фермерских хозяйствах рост в 4,3 раза! Но даже это капля в море, так как доля фермерских хозяйств в общем поголовье КРС на Кубани чуть более 4%. Вроде бы и растет доля гигантскими темпами, но за счет эффекта низкой базы. Основное же поголовье содержится в крупных сельхозпредприятиях – 460 тыс. из 672 тыс. (68,5%).
Есть еще одна причина сокращения поголовья КРС (и в Краснодарском крае, и в Гулькевичском районе), о которой не всегда любят говорить. На многих предприятиях производство молока и говядины – вполне рентабельны. Правда, рентабельность всего несколько процентов. Но все-таки это прибыль. Дело в том, что содержание коров и бычков требует постоянных усилий, постоянного напряжения всех имеющихся ресурсов – людей, техники, кормовых баз и т.д., причем круглогодично. А зачем «напрягаться», когда можно использовать имеющуюся в хозяйстве землю не для производства зеленых кормов, необходимых скотине, а для выращивания более рентабельных культур, например, пшеницы или сахарной свеклы. И прибыль от продажи продуктов растениеводства больше, и работы все же несколько меньше. Вот и стараются хозяйства всеми правдами и неправдами сбросить поголовье, несмотря на запреты и протесты краевых и районных властей.
Свиноводство по своей рентабельности сравнимо с производством птицы и значительно превосходит производство говядины. Однако нашему производителю приходится конкурировать с более дешевым импортным мясом. Все мы слышали про датскую технологию выращивания свиней. Насколько датское свиноводство продуктивнее нашего? Давайте сравним.

 
    

Датские
предприятия
Современные
российские предприятия
Устаревшие
российские предприятия
Личные подсобные хозяйства
Годовой приплод одной свиноматки (поросят)
27
25
18
14
Годовое производство мяса на одну свиноматку
2190 кг
2100кг
1400кг
1082кг
Выход постного мяса из туши
63%
60%
52%
47%
Среднесуточные привесы поросят на откорме
780 грамм
760 гр.
520 гр.
340 гр.
Конверсия кормов, т.е. расход кормов на производство 1 кг свинины
2,76 кг
3 кг
5,6 кг
8 кг
  
Краткий вывод из таблицы: европейские производители получают больше килограммов мяса в год от одной свиноматки, при этом затрачивают кормов на получение каждого такого килограмма значительно меньше.
Наши модернизированные (современные) предприятия по своей эффективности практически сравнялись с датскими. Но таковых в России пока не очень много, их доля в общем производстве хотя и возрастает, но все еще незначительна. Что касается ЛПХ, то судя по приведенным экспертным данным, их производственная эффективность ниже датской в 2-2,5 раза. Отсюда и более высокая себестоимость. А так как личные подсобные хозяйства все еще поставляют на отечественный рынок порядка половины всего мяса свиней, то и получается, что наша свинина дороже импортной.
Определенный бум в отечетсвенном свиноводстве случился в 2006-2007 годах в связи с реализацией нацпроекта «Поддержка АПК». В Краснодарском крае за эти 2 года поголовье свиней увеличилось на 39% (с 1149 тыс. голов до 1595 тыс. голов). Правда, уже к 2010 году общее поголовье сократилось до 1081 тыс. голов. Свою роль сыграл экономический кризис, ударивший по крупным сельхозпредприятиям, а также новая напасть – африканская чума свиней, из-за которой были уничтожены десятки тысяч голов свиней. Существенные риски, связанные с возможной гибелью поголовья, делают отрасль менее привлекательной. Сегодня определенный отпечаток накладывает и дефицит дешевых кормов, связанный с неурожайным 2010 годом. Это также понижает рентабельность отрасли.
Тем не менее, отметим, что поголовье свиней в крае сокращается в первую очередь именно на сельхозпредприятиях (на 40% за последние 10 лет). ЛПХ демонстрируют стабильность в этом плане, а КФХ, как и в случае с говядиной, демонстрируют существенный рост –  в 3,5 раза! Доля фермерских хозяйств в общем поголовье свиней выросла за десятилетие с 1% до 5%.
Если говорить в целом о производстве мяса в Краснодарском крае, то можно выделить характерную тенденцию. В условиях экономического роста и стабильного развития повышается роль сельскохозяйственных организаций, доля которых в общем производстве в такие периоды несколько превышает 50% (так было с 2004 по 2007 годы). Но в сложных экономических условиях, в кризисные времена лучшую выживаемость показывают малые формы хозяйств, в том числе ЛПХ. Так было и в 90-е, и в начале 2000-х, так происходит и сегодня, когда доля мяса, произведенного в хозяйствах населения на Кубани, составляет больше половины.

ГДЕ МАРЖА ЗАРЫТА?
(на примере рынка Гулькевичского района)

Из чего же складывается конечная цена свежей свинины (с заморозкой дела обстоят иначе) в наших магазинах? Давайте считать.
На сегодня закупочная цена на свинину в живом весе колеблется, как правило, в пределах 55-60 рублей за 1 килограмм. Правда, племенные заводы реализуют свою продукцию по цене 75-80 руб/кг в живом весе. Но на внутрирайонном рынке продается лишь ее незначительная часть, в основном сбыт происходит через мясокомбинаты за пределами Гулькевичского района.
Свиньи привозятся на бойню. После убоя и первичной переработки выход с одной туши получается в среднем 65-70%. Т.е. себестоимость 1 килограмма свинины в сальной полутуше составляет где-то 80-85 руб/кг. Для свинины, произведенной на сельхозпредприятиях, соответственно порядка 107-114 руб/кг.
Отпускная цена бойни для розничной продажи формируется уже в пределах 105-125 руб/кг свинины в сальной полутуше (в зависимости от уровня этой сальности). Таким образом, наценка бойни в среднем может составлять 20-25 рублей на 1 килограмм. Правда, с этих денег покрываются постоянные и переменные издержки работы бойни: стоимость энергоносителей, заработная плата работникам, ветеринарная экспертиза, а также оплата всего необходимого для соответствия предприятия ветеринарным требованиям – получение санитарной документации для работников, создание специальных условий хранения и перевозки и т.д. Поэтому, как утверждают хозяева предприятий, осуществляющих убой свиней, валовая прибыль бойни с 1 килограмма в полутуше составляет не более 4-7 рублей. Здесь, конечно, возможны варианты. Все зависит от объемов реализации.
Затем мясо поступает в розничную продажу. Выход непосредственно мяса для полутуши (после того как снимают сало) составляет 70-75%. Получаем среднюю себестоимость 1 килограмма мяса для розничного продавца на уровне 150-165 рублей. Конечно, сало и ливер тоже продают. Это также определенная прибавка к общей марже продавца. Помимо этого мясо делят на категории: ребра стоят подешевле – например, 149 рублей в одном из гулькевичских мясных магазинов, хребет и шея подороже – в том же магазине на момент написания статьи 169 руб/кг. Наибольшую цену имеет мякоть (т.н. вырезка, без кости) – порядка 235 рублей за килограмм.
«Общая наценка розницы невелика, - говорит владелец этого мясного магазина. Составляет она не более 7-10 %». «Бывает и меньше, - продолжает он – все зависит от конъюнктуры рынка. Устанавливая цену, мы ориентируемся на рынок. Делаем так, чтобы наша цена была как минимум не выше. Приходится учитывать «теневую торговлю». Очень многие владельцы собственных подсобных хозяйств или перекупщики торгуют в обход санитарных требований и норм, что позволяет им снижать собственные издержки и, соответственно, устанавливать более низкие цены на мясо. Нам приходится корректировать и свои цены, чтобы быть конкурентоспособными».
На недобросовестную конкуренцию сетует и предприниматель, осуществляющий убой свиней. «В таких условиях работать достаточно сложно, - говорит он. Из-за «теневого рынка» отсутствует достаточный спрос на рынке легальном. Наше предприятие работает только на 10% своей производственной мощности. За март 2011 года мы забили лишь 120 голов свиней, а могли бы 1200. Естественно, это увеличивает общую себестоимость легальной свинины».

ПОЧЕМУ ТАК
Почему развита сегодня «нелегальная» торговля свининой? Ответ прост – так выгодно! Как ни странно, выгодно и мелким производителям (а чаще нелегальной продажей занимается не сам производитель, а перекупщик), реализующим свою продукцию в обход установленных правил, выгодно и потребителям, поскольку «теневой рынок» сдерживает рост цен. Могут возникнуть вопросы – а как же качество? Раз покупают – значит устраивает. При этом очень много жалоб на вкус и свежесть магазинной свинины тоже имеет место быть.
Есть еще один подводный камень: закупочная цена на свиней в живом весе сегодня 55-60 рублей за килограмм, а по данным управления сельского хозяйства районной администрации в 2010 году средняя себестоимость 1 килограмма свинины в живом весе, произведенной в Гулькевичском районе, составила 65,43 рублей. Кто будет торговать себе в убыток? Уж точно не все.
Работая «в темную», крестьянин (или перекупщик) даже при себестоимости 65 руб. 43 коп. в живом весе получает себестоимость мяса на продажу порядка 135-138 рублей за килограмм. Это без учета продажи головы, сала, ливера. Вспомним средние магазинные 150-165 рублей себестоимости и почувствуем разницу. Поэтому нелегальный продавец имеет возможность сделать наценку и в 20-25%, а легальный – не более 10%.
А если крестьянин захочет сработать легально? Не сдавая мясо перекупщикам, а продавая самому, но с учетом всех существующих сегодня санитарных требований. Для этого нужно обзавестись специальным транспортном, получить санитарную документацию для перевозки, оплатить услуги специализированной бойни за убой поголовья, дважды (на бойне 78,65 рублей, на рынке 61 рубль за 1 полутушу) оплатить стоимость ветеринарных услуг, оплатить место на рынке (один день торговли 100-150 рублей, + если потребуется 300 рублей в день за дополнительные услуги рынка – хранение, взвешивание и т.д.). Это увеличит себестоимость его мяса примерно на 13-17 рублей за килограмм. Получим все те же 150-155 рублей за килограмм – себестоимость для розницы. Добавим сюда норму прибыли хотя бы в 10%, выйдут среднерыночные 165-170 рублей за 1 кг мяса для конечного покупателя.
Вроде бы можно работать и легально. Но ведь не хочется «закручиваться» со всеми этими справками, требованиями. Да и маржа 20-25% гораздо приятнее, чем 10%. При этом объемы реализации большинства ЛПХ в среднем 10-30 поросят в год, в связи с этим регистрация их в качестве ИП или КФХ им невыгодна, поскольку придется платить еще налоги с прибыли, а также выдерживать более жесткие санитарные требования. При небольшом объеме производства смысл выращивания свинины в таком случае практически теряется.
Как решить проблему? Ответ найти очень сложно. Непросто заставить мелкого собственника увеличить собственные издержки, мотивируя все благой целью соблюдения ветеринарных норм и безопасности. Причем сфера ЛПХ с большим трудом поддается учету и контролю. Запретить разведение свиней в личных подсобных хозяйствах? На Кубани это может грозить серьезным социальным взрывом, т.к. почти каждый четвертый поросенок в Краснодарском крае сегодня выращивается именно в ЛПХ.

Сергей Голоушкин
Председатель СМД Гулькевичского района
Первый заместитель председателя комитета СМД
по экономической политике, предпринимательству,
финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям
Просмотров: 6281 | Добавил: Smd-gul